В последние времена не будет людей, способных понести труды древних подвижников. Однако святые отцы говорят, что последние христиане будут первыми в Царствии Небесном. Какое же свойство поставит их первыми, перед вышними подвижниками? Способности преодолевать искушения — вот главное действие среди умно-современного мира.
Не соблазниться, не искуситься.
"Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им« &mdas говорит царь Давид (Пс.117,10). Святые отцы толкуют, что «языцы» — это не только народы. В нашей будничной жизни — это грехом и страстями схваченные характеры людей, их греховная активность, и с силою провозглашаемые ценности мира сего. За каждой ценностью стоит человек, который непременно с силой хочет приобщить тебя к своей деятельности: «делай как я». Ты можешь остаться вовсе один среди этих бушующих характеров: «Обышедше обыдоша мя». Что же делать? «И именем Господним противляхся им». Чтобы остаться божьим и жить заповедями Божьими, молись: «Господи, помилуй» или «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», или полной молитвой «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
«Обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им» (Пс.117,12).
Здесь три уровня молитвы:
Молитвенное воздыхание обращение к Богу.
Стояние в верности и самоотверженность трех «обыдоша мя» при наседании окружения людей с ценностями мира сего.
Таинственная сила молитвы, открывающаяся при «обыдоша мя яко пчелы сот» т. е. не только при неотступности, но целенаправленном борении тебя окружающих.