Главная : Образование : Проповеди протоиерея Анатолия Гармаева :

Бегайте закваски фарисейской
24.02.2013

Неделей мытаря и фарисея начинается подготовка к великому посту. Что значит подготовка? Это поиск помощи Божьей способных войти в радость Христова Воскресения. Их радости две — человеческая и Божья. Не имеющий поста не знает радости последней.
Пост — это не просто отложение мясного и молочного. Воздержание, молитва и исполнение заповедей Божьих составляют труд поста. В чем этот труд? Об этом проповедь, вглубь раскрывающая делание поста.
Во всех религиях осуществляются действия к исполнению религиозных наставлений. Только в православной церкви исполнять заповеди по-Божьи значит содействием благодати Святого Духа. Потому Великим постом человек сугубо трудится над стяжанием благодати Божьей, чтобы добродетелями исполнить заповеди Божьи.
Притча о мытаре и фарисее дает нам два несводимых конца: праведность с превосходством на одном, грех и смиренномудрие на другом. Проповедь научает нас как распознавать в себе эти настроения. Если войти в Великий пост фарисеем, то радость на Пасху будет человеческая и не продолжительная. Радость же Божья в Пасху дается нам на целый год. Для того, чтобы пережить Пасху по-Божьи надо правильно войти в Великий пост, т.е. войти состоянием мытаря. Что это за расположение сердца, настроение, действия, бьющего себя в грудь «... милостив буди мне грешному»? Но для Господа — это дорогое, приближающее к Нему наше расположение, это исполненность смиренномудрия.
Смиренномудрие выше, богаче смирения. Эту разницу раскрывает настоящая проповедь. Мытарь, грешник, премудростью смиренной познал свои грехи. Мы же из-за теплохладности своей не имеем покаяния. В проповеди раскрывается что есть познание грехов от ума, что есть по совести и что — от веры. Мытарь по смиренномудрию исполнен благодати, которая открыла ему грехи. Отсюда, и скорбный стон покаяния.
Праведность без смиренномудрия выливается в превосходство, которое ввергает нас в гордый порядок жизни. Проповедь раскрывает два состояния праведности: объективный и субъективный. Господь сказал: «Берегитесь закваски фарисейской». Что это за закваска? Это два вида субъективной праведности:1) низшая самопроизвольная — как верность своему характеру; и 2) душевно-общественная — как верность общественным ценностям. В проповеди вглубь раскрывается фарисейская праведность с ее поврежденностью, искажением, извращениями. Отсюда Божье «Берегитесь закваски фарисейской», потому что вольно или невольно такая праведность приводит к превосходству, а через нее к гордости, где исчезают скорби и печалование по Богу. Закваска фарисейская есть следствие отпадения от Бога.
Объективная же праведность есть праведность нравственная, очищаемая в Таинствах. Это — верность своей совести.
И, наконец, праведность духовная, христианская. Это верность Христу, верность вере по благодати, когда совесть очищена и открыта заповедям Божьим. Потому-то днями великого поста мы призываемся придти к покаянному состоянию мытаря.

СКАЧАТЬ ВЫПУСК   01:18:27, 35.9 Мб
добавлен 09.02.14 21:55

«Организует» или «организовывает» @ Говорим правильно
«Живу на «Аэропорте» или «на Аэропорту» @ Говорим правильно
«Собаки весело виляли хвостом» или «хвостами» @ Говорим правильно
Польша. Часть 2
ЕГЭ: «угадайка» больше не пройдёт
Архив выпусков рубрики

На главную
О проекте
Программы
Контакты

Полная версия
Вход